"Маршрутки" по-европейски

28 октября 2013 г.
Покажу некоторые примеры использования автобусов малой вместимости (они же микроавтобусы, "маршрутки") в западноевропейских городах.


Вначале надо оговориться, что в человеческих городах отсутствует то, что у нас в большинстве случаев называется "маршруткой" - микроавтобус, работающий без расписания, зачастую "по наполнению", и не входящий в общую тарифно-проездную систему города.

Так вот, основные принципиальные "истории", при которых в системе организации общественного транспорта используются автобусы малой вместимости (и видимо это подразумевают власти Москвы, когда говорят, что "в Москве не будет маршруток", - по крайней мере, мы видим именно такой подход и стремимся к нему):
a) Автобус малой вместимости - низкопольный, обязательно имеет хотя бы одно место для размещения инвалидной или детской коляски. Это основное требование.
b) Работа микроавтобусов на маршрутах организуется по тем же принципам, что и для стандартных больших автобусов - расписание (интервал) движения, применимость единых городских тарифов.
c) Маршруты, на которых будут работать автобусы малой вместимости, выбираются по следующим позициям:
-ограничения по параметрам улично-дорожной сети (т.е. там, где не проходит или с трудом проходит большой автобус);
-отсутствие достаточного пассажиропотока для пуска больших автобусов.

Таким образом, нет случаев, при которых по большой улице идёт маршрут (или маршруты) больших автобусов, а вместе с ними ещё и маршрут микроавтобусов. Аргумент, что "маршрутка" едет быстрее и гарантирует сидячее место, не работает. Во-первых, так не гарантируется посадка на промежуточных остановках - там люди рискуют вообще нескоро уехать. Во-вторых, для обеспечения ускоренного сообщения (там, где это действительно требуется), организуются полуэкспрессные маршруты (или рейсы) больших же автобусов. А вот вопрос с достаточным число посадочных (сидячих) мест должен решаться закупкой больших автобусов с большим их количеством (сейчас в Москве "в моде" 24-местные 12-метровые автобусы, в то время как во многих европейских городах автобусы того же класса имеют по 35 и даже более мест), ну и (при необходимости) выпуском на линию большего числа автобусов.

Теперь к примерам и картинкам.
Берлин.
Микроавтобусы используются на малодеятельных маршрутах, например № 168:


Тут аж 2 пассажирских двери и, как уже говорилось, обязательный пандус для инвалидов:


Такой подвижной состав также обслуживает некоторые второстепенные ночные маршруты (на которых, в частности, практикуется сервис "до двери дома"), или вот например компенсирующий маршрут на период ремонта трамвайных путей. Полностью продублировать закрытую трамвайную линию здесь возможности нет, поэтому основной заменяющий большой автобус не заезжает к одной из отменённых остановок. Эту отменённую остановку обслуживает специальный микроавтобусный маршрут с большим интервалом и ограниченным режимом работы, поскольку, в основном, работает для пожилых людей, которым сложно дойти до других остановок.


Внутри, как видим, и удобно размещённый (не мешающий проходу) валидатор, и место для коляски


Всего в салоне 10 сидений и ещё 2 откидных места. Обратите внимание на наличие кнопок "STOP" по всему салону. Пассажир не должен кричать водителю: "Остановите на следующей".


Похожие микроавтобусы есть в Барселоне.
Маршрут № 111 идёт наверх на гору Тибидабо по узким "серпантинам".
Ожидая большой пассажиропоток (на горе собор и парк аттракционов), приехали сразу 2 автобуса:


Место для коляски, валидатор:




Известный на наших маршрутах Mercedes Sprinter в Мангейме тоже низкопольный. Был встречен на маршруте № 57 в вечернее время (извиняюсь за качество фото). Возможно, днём здесь ходят большие автобусы.


Низкопольность привела к тому, что здесь всего 8 сидячих мест:




В Вене традиционно автобусы малой и средней вместимости используются на коротких маршрутах, проходящих по узким улочкам через самый центр города (в пределах "Ринга").
"Старый" образец венского микроавтобуса - в трамвайном музее:




До недавнего времени на центральных маршрутах 2А и 3А работали такие микроавтобусы (кстати, обратите внимание - сзади большой автобус по 1А - не сильно-то и больше):




Можно сказать, полноценный автобус. Для возможности размещения коляски несколько мест сделаны откидными:


Теперь их заменяют на электробусы, по виду больше напоминающие наши ПАЗики.

Швеция. Здесь на микроавтобусы ориентированы "социальные" перевозки.
В Стокгольме действуют специальные 900-е маршруты (Närtrafiken), на которых в основном работают такие же микроавтобусы, как мы уже видели в Вене и Берлине:

(Фото: (c) SL, Toby Maudsley)

Маршрут проходит по одному району, проезжая чуть ли не по дворам и подвозя к остановкам больших автобусов и рельсового транспорта (проще говоря, ТПУ), а также к больницам и торговым центрам. Конечно, далеко не в каждом квартале есть такой 900-й маршрут (скорее, наоборот, это исключение), но их вводят там, где есть в этом потребность, т.е. где остановки больших автобусов находятся на расстоянии, которое пожилой человек будет преодолевать с трудом, а также просто - для того, чтобы был маршрут, петляющий по району. Большой автобус так пускать нерационально, ведь основные потоки всё-таки лежат на более-менее прямых трассах.



На схемах эти маршруты нанесены пунктирными линиями.
Самое интересное, что здесь не требуют оборудованных остановочных площадок - на внутридворовом проезде стоит просто столбик с расписанием:


Расписание: чисто "социальные" перевозки - с понедельника по пятницу с 9 до 16


Конкретно эта остановка 961-го маршрута снята во дворе многоэтажного жилого комплекса:


На сайте транспортной компании SL, являющейся "Организатором перевозок" Стокгольма, пишут следующее:
Перевозки организованы для пожилых людей и лиц с ограниченной мобильностью, но могут пользоваться все.

Во втором по численности населения городе Швеции - Гётеборге - также в каждом районе существуют сервис маршрутов Flexlinjen


Аналог стокгольмских 900-х маршрутов, но трасса каждого маршрута конкретно нигде не прописана и не прорисована. Обозначены только "остановки", через которые эти микроавтобусы проезжают. Упор сделан на то, что "для обеспечения гарантированного места в автобусе" пассажир бронирует себе поездку от определённого места (через Интернет или телефон), и затем ему сообщают, когда прибудет микроавтобус.
Сервис гарантирует, что в течение часа микроавтобус проедет через все пункты маршрута. Сервис работает в определённые часы (где-то только будни, где-то ещё и суббота - надо уточнять для каждого маршрута).

Вот например в микрорайоне "остановка" такой линии расположена прямо в тупике внутридворового проезда:

Табличка на опоре:

(с) Google.maps

На крупных ТПУ пассажиры могут совершить бесплатную пересадку с Flexlinjen на обычные маршруты. Здесь также обозначено место, где останавливается микроавтобус (на общем стенде - нижняя левая запись, перрон C)


Да, и самое главное, - конечно, это всё в рамках общегородских тарифов. Т.е. всю клиентскую службу заказов дотирует город, наряду с другими маршрутами.
В других шведских городах также есть похожая система заказов "социальных" микроавтобусов, похожая на нашу службу "социального такси".

В общем, до шведских социальных перевозок "маршрутками", видимо, нам надо освоить просто переход к регулируемым перевозкам микроавтобусами, как например в Германии. В любом случае, по данному направлению имеет смысл работать и пробовать переходить на человеческий транспорт.

Оригинал
Сбор регулярных пожертвований в Балашиху
Собрано 501 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему