Вукан Вучик о налогах на бензин

6 февраля 2013 г.


Макс: Мы находимся в здании министерства транспорта Норвегии, и это отличное место, чтобы обсудить следующий вопрос. Его часто задают в России после нашего разговора о субсидировании владельцев автомобилей. Самое очевидное решение — повышение налогов для владельцев автомобилей, в частности, налогов на бензин. Если установить налоги на бензин, то деньги от использования автомобилей можно будет направлять на какие-либо другие цели. Так, недавно у нас была дискуссия с Юрием Пронько, ведущим одной известной программы на радио. Многие люди начинают говорить, что устанавливать налоги нельзя, особенно на бензин, потому что бензин очень важен, если повысить налог на бензин, то вырастут цены на все товары. Поэтому бензин трогать нельзя. Более того, цена на бензин должна быть даже ниже сегодняшней. Что вы в целом думаете насчет этой идеи такого налога?
Вучик: Цена поездки на автомобиле складывается таким образом, что стоимость бензина — лишь малая часть от общей стоимости поездки. Общая стоимость включает покупку самого автомобиля, и, конечно, большие расходы, которые вы накладываете на других людей, особенно если вы в основном перемещаетесь по городу. Так, пробки имеют свою цену для других автомобилистов. Еще вы формируете затраты на окружающую среду и борьбу с пробками — и это уже расходы всего города. Поэтому дешевый бензин на самом деле стимулирует людей пользоваться автомобилем сверх меры. Если вы понижаете цену на любой товар — люди начинают покупать его всё больше. Люди смотрят только на то, во сколько им обойдется сегодняшняя конкретная поездка, а эта стоимость — это только цена бензина, и иногда цена парковки. Но это всего лишь около 15-20% от общей стоимости и никак не покрывает всех расходов других водителей и всего общества. Эти расходы так велики, что во многих городах стараются перенести расходы, создаваемые для общества, обратно на тех, кто пользуется автомобилем в городе. Так объясняется существование платных дорог и высокие цены за парковку. Во многих европейских странах налоги на бензин очень высоки. Во-первых, так можно собрать деньги на всю транспортную систему, за которую автомобилисты платят недостаточно. Но еще важнее сделать стоимость вождения выше, чтобы ограничить чрезмерное стремление пользоваться автомобилем. Поэтому во многих странах понимают, что даже если в поступлениях от налогов на бензин нет острой необходимости, все равно нужно собирать этот налог. Тогда поведение водителей в большей степени соответствует стоимости поездки на автомобиле, которую водитель перекладывает на других автомобилистов и на сам город. Так что снижение налога на бензин в действительности только ухудшит ситуацию, будет стимулировать людей больше пользоваться автомобилем, создавая тем самым больше пробок. Люди утверждают, что налог должен быть ниже — это популярное, но абсолютно неправильное решение, если вы хотите улучшить транспортную систему в целом.
Макс: Я пытаюсь объяснить это людям. У меня это получается хуже, но я пытаюсь. На это люди отвечают двумя аргументами. Первый — это то, что Россия производит нефть, почему в таком случае мы должны платить за бензин? Это первое, что они утверждают.
Вучик: Да, это то, что вы производите. И если вы не платите за один из важнейших продуктов в вашей стране — вы просто истощаете ресурсы своей страны! Как можно задешево продавать свой главный продукт просто потому, что он производится в этой стране? Это не выглядит разумно.
Макс: Хорошо. Второй аргумент, который приводят люди, такой. Высокий налог на бензин потянет вниз всю экономику, потому что все цены вырастут. Перевозка всех грузов подорожает, даже производство еды станет дороже. Потому что тракторы и другие транспортные средства, задействованные в сельском хозяйстве, потребляют бензин. Так что нельзя допустить повышения цен на бензин.
Вучик: Это касается всех ресурсов, трудовых ресурсов, например. Если повысить зарплату рабочего, вырастет цена производимого им товара. Если повысить цену на использование земли, это тоже приведет к повышению цен, и так далее. Так происходит со всем, не только с транспортом. Это не означает, что мы не должны взимать плату или вовсе субсидировать перевозки. Субсидирование перевозок — это отдельный разговор, но я могу сказать, что иногда мы субсидируем перевозки, которые необходимы для развития. Но мы не дотируем такие перевозки, которые неудобны и сложны для города, которые оказывают негативное влияние на уровень жизни в городе, которые противоречат концепции города, удобного для людей.


Большое спасибо за перевод Степану Ярцеву


Подписка на блоги Городских Проектов

Сбор регулярных пожертвований в Балашиху
Собрано 501 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему